Учимся говорить правильно

Своевременное освоение малышом речи становится катализатором его успешного интеллектуального, творческого и социального развития.

Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы взрослые  заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность. Известно, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли.

Ваш малыш будет иметь более широкие возможности в познании мира и в общении с друзьями.

К тому же говорящего ребенка гораздо легче понять и это серьезно облегчает жизнь ему самому и его любимым взрослым. Конечно же, хочется, чтобы Ваш замечательный малыш поскорей научился хорошо пользоваться речью. Можно ли как-то ему помочь?

В зависимости от особенности проблемы мы выберем одно или несколько направлений работы:

  • постановка звуков. Многие дети испытывают трудности при попытке произнести звуки р, ш, с, л, ж и другие.
  • звукопроизношение. Коррекция произношения звуков необходима в случае, если произношение искажено или ошибочно. С этим сталкивается много детей.
  • фонетико-фонематическое восприятие. Нарушение этого процесса происходит вследствие неправильного восприятия звуков и, соответственно, их произношения. Как это выражается? К примеру, ребенок может заменять один звук другим, смешивать их.

 Логопед поможет преодолеть трудности произношения, откорректировать имеющиеся дефекты речи.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35-45 минут.

 

Школа развития «Познайка»

Всегда с любовью к детям!

 

Внимание родители!

К логопеду следует обратиться если:

К 2 годам малыш не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы типа: «Сходи на кухню и принеси чашку». Не узнает близких ему людей на фотографии.

К 2,5 годам не понимаем разницу между словами «Большой» и «Маленький».

К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.

В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.

В 5 лет речь не разборчива и не понятна для окружающих.

В 6 лет малыш не может пересказать события прошедшего дня, просмотренного мультфильма или прочитанного рассказа. Не правильно произносит звуки родного языка и (или) не различает их на слух.

К логопеду, также, следует обратиться если Ваш малыш:

  • не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки;
  • не прислушивается (как это делают слабослышащие дети), не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения свои мыслей;
  • употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);
  • повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;
  • делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;
  • затрудняется перед началом речи.

 

Нормы речевого развития дошкольников

 

Речевое развитие детей 3-4 лет

Ребенок четвертого года жизни правильно произносит свистящие звуки [с], [з] и [ц]. В этом возрасте он еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими [с], [з], [ц]: «каса» (каша), «нозык» (ножик), «клюц» (ключ). Сонорные [р], [р’], [л] малыш может заменять звуком [л’], реже [й]: «лябота» (работа), «лека» (река), «лямпа» (лампа), «каяндас» (карандаш), «устай» (устал).

Употребляет разные части речи.

Правильно называет предметы, выделяет характерные признаки и качества, а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека.

Обозначает словами результат сравнения предметов, игрушек, картинок. Соотносит целое и его части. Понимает и употребляет обобщающие понятия.

Знает многозначные слова: ножка (стула, стола, гриба). Называет слова с противоположным значением.

Образовывает названия детенышей животных.

Согласовывает существительные и прилагательные в роде и числе. Употребляет имена существительные единственного и множественного числа в родительном падеже.

Понимает и употребляет пространственные предлоги (в, на, под, за, около).

Правильно произносит гласные звуки и большую часть согласных звуков. Имитирует различные шумы, голоса животных.

Передает самостоятельно содержание литературного произведения связно, логично, последовательно. Отвечает на вопросы по содержанию картины. Составляет короткий рассказ сначала совместно со взрослым, затем самостоятельно.

 

Речевое развитие детей 4-5 лет

Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], подбирает подобные по звучанию слова (кошка, ножка, мошка). Многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша. В норме пятилетний ребенок должен научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.

Использует слова, которые обозначают существенные признаки, некоторые этические качества, свойства, действия, в том числе волевые и интеллектуальные. Понимает и употребляет обобщающие слова (фрукты, овощи, чайная и столовая посуда). Называет действия, связанные с движением игрушек, животных.

Подбирает определения к заданным словам. Обозначает словами результат сравнения предметов по размеру, цвету, величине.

Подбирает к предмету слова, обозначающие действия, и наоборот; подбирает слова, близкие и противоположные по смыслу (смелый, отважный, храбрый; холодный - теплый и т.д.).

Понимает многозначность слова.

Изменяет правильно слова по формам.

Использует в речи несклоняемые существительные (пальто, кино, пианино).

Согласовывает слова в роде, числе, падеже.

Составляет предложения разных типов.

Произносит слова правильно и четко.

Произносит фразы с вопросительной, повествовательной, восклицательной интонацией. Произносит фразы, состоящие из 3 - 5 слов, на одном выдохе.

Пересказывает короткие сказки и рассказы с незнакомым ему ранее содержанием. Составляет рассказ по картинке или игрушке совместно со взрослым. Составляет рассказ из личного опыта. Описывает предмет или игрушку.

 

Речевое развитие детей 5-6 лет

Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшие моменты в подготовке детей к школе.

Различает свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие - изолированные в словах и фразовой речи.

Дифференцирует пары звуков [з] - [с], [ц] - [с], [ж] - [ш], [ч] - [щ], [л] - [р]. Изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания, условий общения.

К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Так происходит далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха. Внимание родителям! Срочно обращайтесь к специалистам-логопедам, чтобы они установили причину неправильного звукопроизношения и составили программу исправления нарушенных звуков.

Различает обобщающие понятия. Имеет запас синонимов, антонимов, многозначных слов, употребляет слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

Оформляет речью результат сопоставления предметов и явлений по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу, качеству.

Понимает значения многозначных слов разных частей речи.

Образовывает трудные формы повелительного и сослагательного наклонения глаголов, родительного падежа существительных. Выбирает словообразовательные пары (учит, книга, ручка, учитель). Образовывает имена существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами. Подбирает однокоренные слова. Употребляет предложения разных типов.

Подбирает слова и фразы, сходные по звучанию.

Воспроизводит художественный текст без помощи взрослого, интонационно передает диалог действующих лиц и характеристику персонажей.

Составляет самостоятельно описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины, придумывает название рассказу в соответствии с содержанием; составляет повествовательный рассказ или сказку об игрушках. Рассказывает из личного опыта.

Подбирает слова с разной длительностью звучания, похожие и непохожие по звучанию. Подбирает слова с заданным звуком.

Делит двух-, трехсложные слова на слоги. Определяет словесное ударение и его место в структуре анализируемого слова.

Произносит слова с постоянным и перенесенным ударением. Определяет правильное произношение.

Имеет представление о предложении, делит на слова и составляет предложения из 2 - 4 слов без предлогов и союзов.

Проводит звуковой анализ трех-, четырех-, пятизвуковых слов различной звуковой структуры. Правильно употребляет в речи термины "предложение", "слово", "слог", "ударный слог", "звук", "гласный звук", "твердый согласный звук", "мягкий согласный звук", "ударный гласный звук", "безударный гласный звук".

Знает, что звуки, слоги в слове, слова в предложении произносятся в определенной последовательности.

 

Речевое развитие детей 6-7 лет

Правильно произносит все звуки родного языка, владеет средствами интонационной выразительности, владеет навыками речевого самоконтроля.

Проявляет интерес к звучащему слову, играм со звуками, рифмами, смыслами.

К шести годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи.

Может подобрать слова, обозначающие свойства и качества предмета, а также материал, из которого он сделан.

Владеет видовыми и родовыми понятиями, имеет элементарное представление о том, что слово имеет значение (смысл).

Имеет представление о синонимических, омонимических, антонимических отношениях между словами, употребляет синонимы, омонимы, антонимы в собственной речи, проявляет интерес к этимологии слов, понимает смысл некоторых фразеологизмов и других образных средств языка (загадки, поговорки).

Использует в собственной речи различные типы предложений, изменяет и согласовывает между собой различные части речи, правильно употребляет грамматические формы (простая сравнительная степень имени прилагательного, существительные, образованные суффиксальным способом, родительный падеж множественного числа, неизменяемые слова, сложные слова).

Имеет представление о слоговом строении слова, словесном составе предложения, может подобрать слова с заданным звуком, близкие по звучанию слова.

Может принимать участие в разговоре о фактах и явлениях, воспринятых за пределами детского дошкольного учреждения и опосредованно (индивидуально и в подгруппах).

Пересказывает литературные произведения, составляет описательные и повествовательные рассказы, может составлять связные высказывания с элементами рассуждений.

Имеет элементарное представление о структуре повествовательного текста и умеет использовать разнообразные связи, обеспечивающие целостность и связность текста.