Перспективы развития и международное сотрудничество

Становление ИПКиП все эти годы  во многом связано с определением приоритетных научных направлений развития, консолидации научных сил Института вокруг перспективных научно-исследовательских тем, четко продуманной политикой налаживания международного сотрудничества с крупными и авторитетными центрами непрерывного дополнительного образования, постоянным совершенствованием структуры самого ИПКиП с учетом мировой практики и вызовов времени.

 Долгие годы научно-исследовательская работа в ИПКиП осуществлялась в рамках финансируемого Министерством образования Республики Беларусь проекта «Классический университет как центр учебно-методического комплекса в системе непрерывного инновационного, гуманитарного, социально-экономического и идеологического образования в регионе». Постепенно определилась научная проблематика профессорско-преподавательского состава ИПКиПК, которая  реализуется сегодня через выполнение следующих направлений научных исследований:

  • Непрерывное дополнительное образование взрослых: региональный аспект;
  • Психологическая культура личности на разных этапах непрерывного образования;
  • Психолого-педагогическая поддержка детей с особенностями психофизического развития;
  • Научно-методические аспекты оценки социально-экономической и правовой политики в сфере трудовых отношений с использованием информационных технологий;
  • Социально-ориентированная концепция воспроизводства человеческих ресурсов: макро- и мезоуровни;
  • Концепция воспроизводства населения и развития человеческого потенциала;
  • Эколого-экономический механизм в системе воспроизводства трудовых ресурсов;
  • Модернизация системы непрерывного образования в контексте Болонского процесса.

В  ноябре 2008 годана базе ИПКиП был создан Образовательно-научный Центр, целью которого является удовлетворение социального заказа общества на динамично изменяющиеся запросы регионального рынка труда посредством оптимального использования научно-методического и кадрового потенциала университета; обеспечение потребностей личности в получении дополнительного образования и углубление ее профессиональной и социальной компетентности. На базе этого центра в настоящее время аккумулированы все дополнительные образовательные услуги и научные направления деятельности, осуществляемые профессорско-преподавательским составом Института. Первым начальником Центра была назначена кандидат экономических наук Н.В. Маковская. В настоящее время его возглавляет И.К. Бондаренко.

Тесное сотрудничество связывает сегодня Институт с Управлением по труду и социальной защите, Управлениями образования, спорта и туризма, культуры, здравоохранения, юстиции и организационно-кадровой работы Могилевского обл(гор)исполкомов, областной прокуратурой, областным хозяйственным судом, отделом кадров УВД Могоблисполкома, Могилевским Институтом МВД Республики Беларусь, контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов по Могилевской области и другими учреждениями и организациями государственных органов. Институт поддерживает тесные отношения в плане обмена информацией и опытом работы с коллективами Республиканского института высшей школы, Академии последипломного образования, ИПКиПК Белорусского государственного педагогического университета, Белгосуниверситета, Белорусско-Российского университета и Могилевского государственного университета продовольствия, Гомельского, Гродненского и Брестского государственных университетов и др.

Продолжает налаживать Институт и международные контакты. Только за последние годы на базе ИПКиП университета состоялись белорусско-немецкий и белорусско-американский научно-практические семинары по проблемам оказания помощи детям с отклонениями в развитии и их родителям. В последнем из них приняли участие 5 докторов наук Нешвилского университета (США, штат Теннеси). В ноябре 2007 года прошла рабочая встреча с преподавателями Гетеборгского университета (Швеция) по проблемам развития системы переподготовки и повышения квалификации в Беларуси и Швеции. В ноябре 2012года на базе ИПКиП состоялся Белоруско-американский научно-практический  психолого-педагогический семинар «Прикладной анализ поведения: теория и практика», в котором приняли участие ученые и практики из США, в том числе 3 доктора наук.  Становятся традиционными совместные семинары по проблемам развития последипломного образования с Институтом образования взрослых Российской академии образования (г.Санкт-Петербург), Республиканским институтом высшей школы (г.Минск) и другими центрами дополнительного образования стран ближнего и дальнего зарубежья.

ИПКиП университета имеет достаточно серьезный опыт в плане организации международных конференций и семинаров, дебютировав в этом направлении в январе 2003г. научно-практической конференцией: «Дефектология: современное состояние, перспективы развития и совершенствования», организованной совместно  с Министерством образования Республики Беларусь.  Дальнейшим признанием авторитета ИПКиП среди международного научного сообщества  явилось проведение на его базе, единственных в своем роде на постсоветском пространстве, двух Международных научно-практических конференций «Образование взрослых в государствах-участниках СНГ: опыт, приоритеты и перспективы развития», которые были организованы совместно с Советом по сотрудничеству в области образования государств–участников СНГ и Институтом образования взрослых Российской академии образования. Мы будем стремиться к возобновлению контактов  с вышеназванными структурами СНГ и уже в ближайшее время планируем проведение совместной III-й Международной конференции.

 В продолжении традиций в ноябре 2010 года,в рамках праздничных мероприятий, посвященных 10-летию со дня образования ИПКиПК, состоялся круглый стол «Роль ИПКиП университетов в инновационном развитии системы образования Республики Беларусь».

Вот уже много лет визитной карточкой ИПКиП университета по праву является “Псіхалагічны восеньскі кірмаш”, который в этом году проводится в 7-й раз и приурочен к 15-летнему юбилею Института.

В 2009 году  в рамках расширения международных контактов ИПКиП университета принял участие в крупнейшей в мире образовательной выставке "DIDACTA – 2009" (г.Кёльн, Германия), которая проходит ежегодно в различных городах Европы и во многом определяет современное направление и перспективы  европейского последипломного образования. В 2010 году был заключен договор о сотрудничестве и взаимодействии в системе непрерывного дополнительного образования с университетом г.Арасс (Франция). На основе наработанных международных контактов  ИПКиП продолжает поиск европейских партнеров для развития взаимовыгодного сотрудничества в системе непрерывного дополнительного образования. В ближайшие годы речь может идти о создании региональных ассоциаций в системе непрерывного образования Республики Беларусь и вхождении в состав международных ассоциаций данного направления деятельности.

 Продолжая лучшие традиции своих предшественников, коллектив ИПКиП сегодня принимает все меры по созданию условий для дальнейшего совершенствования системы повышения квалификации и переподготовки кадров в университете, стремится к тому, чтобы стать по-настоящему центром непрерывного дополнительного образования взрослых в восточном регионе Республики Беларусь. Свое будущее коллектив Института видит в создании эффективных условий для непрерывной реализации образовательных запросов населения на основе результатов мониторинга регионального рынка труда. Инновационные образовательные технологии и повышение роли самого Института в системе учебно-методического комплекса, действующего на базе МГУ им. А.А. Кулешова, были и остаются главными приоритетами в его развитии.

В настоящее время коллектив Института активно включился в разработку Программы инновационного развития ИПКиП на 2016 -2020 годы, которая будет включать в себя:

  • совершенствование структуры ИПКиП, направленной на дальнейшее развитие системы непрерывного дополнительного образования в университете, консолидацию всего спектра платных образовательных услуг в формате единого Образовательного центра, исключающей элементы дублирования, точечно адресованной различным категориям населения (детям, молодежи, людям «третьего возраста» и др.). По сути, приведение всей системы дополнительного образования взрослых в соответствие с Кодексом об образовании Республики Беларусь. Опыт стран ближнего и дальнего зарубежья свидетельствует, что в сегодняшних экономических условиях более жизнеспособны  крупные Образовательные центры, способные обеспечить свою финансовую самостоятельность и конкурентоспособность на современным рынке образовательных услуг;
  • проведение мониторинга рынка труда в необходимых для региона специалистах;
  • внедрение элементов дистанционного обучения на отдельных специальностях переподготовки;
  • развитие различного рода сетевых услуг в системе последипломного образования через Информационно-образовательный центр университета и компьютерное и лингафонное оборудование самого ИПКиП;
  • внедрение и последующее активное использование в учебном процессе современных информационных технологий обучения и Интранет-технологий (мультимедийной проекционной техники, активных панелей обучения, современных компьютерных программ и т.д.);
  • создание на базе ИПКиП современного Интернет-центра, позволяющего обеспечивать потребности в использовании инновационных технологий обучения не только структурных подразделений учебно-методического комплекса на базе МГУ им. А.А. Кулешова, но и всей системы образования восточного региона республики в целом;
  • открытие на базе ИПКиП  современных  центров  по различным направлениям  деятельности, востребованных на рынке образовательных услуг (Центр Инклюзивного образования, Центр экскурсионно-туристических услуг и др.).

Во всем этом коллектив Института видит основу своего будущего и верит в реалистичность намеченных планов. "Образование через всю жизнь" - стратегический путь дальнейшего развития нашего Института.

И.В. Шардыко, директор ИПКиПК

кандидат исторических наук, доцент.