Краткосрочные техники консультирования

Краткосрочные техники психологического консультирования



Содержание курса:


I. Особенности и организация краткосрочного психологического консультирования
Особенности краткосрочного консультирования. История возникновения метода. Современные тенденции краткосрочной психотерапии.
Особенности организации психологического консультирования. Краткость Помощь «здесь и сейчас». Особенность клинического контекста. Трудности краткосрочного психологического консультирования в различных контекстах и их преодоление. Организация краткосрочного психологического консультирования за три встречи (вводная, психокоррекционная, завершение). Подготовка специалистов для краткосрочного консультирования. Портрет эффективного психотерапевта.

II. Техники краткосрочного консультирования
Методы позитивной психологии. Салютогенный подход. Научное определение и измерение положительных черт человека, их использование в поиске ресурсных состояний человека. Салютогенная модель в работе над позитивными изменениями в жизни и поведении. Личностные характеристики, защищающие от действия стресса. Практические методы работы в салютогенной модели: техника, ориентированная на решение, техники «Письмо из будущего» и «Назад из будущего», Интервью, фокусирующее внимание на решении проблемы и Беседа безоценочного характера, работа с амбивалентными состояниями методом двойного подсчета, метод шкал.
Техники телесноориентированной терапии в краткосрочном консультировании. Биосинтез: «интеграция жизни». Три энергетических потока, три зародышевых листка. Эндо (эмоции, дыхание) – упр. «Центрирование»: концентрация на дыхании; обучение диафрагмальному дыханию; обучение дыхательным техникам; увеличивающим энергетический тонус; работы со вздохом при астении; работа с выдохом при сверхконтроле, блокировании гнева, избыточном напряжении. Мезо (поза, функция движения) – упр. «Заземление»: работа с позой (по А.Лоуэну), фиксация на стопах, коленях, центре тяжести.; «Арка Лоуэна»; работа с походкой; работа со стопой (усиление чувствительности, гибкости). Экто – упр. «Видение», «Звучание», «Синтезирующая функция»: представление, контакт глазами.
Модель здоровья: соматический, психический, духовный уровни.
Приемы и техники самоподдержки. Обучение экспресс-релаксации путем освоения техник: 1)самомассаж лица, ушей, головы, кистей рук, стоп, ног;
2)дыхательных методик; 3)Представление о медитации, медитативные практики по Ошо; 4)бучение нервно-релаксации по Д.Эверли; 5)Заземление путем использования активного внимания (стопы) и контакта (кисть).
Техники взаимной поддержки: приемы «телесной гомеопатии», упр. «Волшебная рука»; формирование у клиента наблюдающей части ЭГ, упр. «диссоциация», поиски травмы и изменение личной истории (воображение сильнее действительности!?); работа с субмодальностями воспоминания травматической ситуации.
Техники работы с тревожными клиентами. Тревога, страх, паника, фобия. Сходство и различия, описание с точки зрения разных подходов. Невротический, пограничный и психотический уровни переживания тревоги. Тревога на первой встрече, тревога, как центральная проблема консультации, работа с тревогой в краткосрочной перспективе. Техника заземления, техника визуализации, работа с образом и метафорой.
Техники работы с закрытыми и слабомотивированными клиентами. Причины отказа или сопротивления клиента работать. Оказание психологической помощи, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов. Использование6 опосредованных методов работы с «неразговорчивым» клиентом: «Мишки», сказочная субличность, использование проективных карт, работа с одной из характеристик проблемы, а не с самой проблемой и т.д.
Дифференциальная диагностика психологических и психических проблем и расстройств. Биопсихосоциальная модель здоровья. Международная классификация болезней. Оценка «нормы и патологии», симптом, как психологических и психических проблем и расстройств. Когда можно и нужно работать психологу. Противопоказания и ограничения психологической работы.

Ш. Методы работы психолога в кризисных состояниях
Общие принципы работы в кризисных состояниях.
Работа психолога с острыми стрессовыми реакциями (ОСР).
Методы работы в кризисных состояниях;

1. Суггестивные методы:
-прием «Иллюзия выбора»;
-прием «Контекст согласия три «Да»;
-приемы снижения критичности сознания.

2 Блок техник НЛП:
-калибровка, создание раппорта;
-техника якорения;
-техника «Взмах»;
-техника «Ассоциация-диссоциация».

3 .Приемы, направленные на снижение стресса и шокового состояния:
-прием «Мобилизация»;
-прием «Щит»;
-прем «Снижение усталости и утомления»;
-прием «Снятие головной боли»;
-прием «Экстренное расслабление мышц».

4 Дыхательные упражнения:
-прием «Нижнее дыхание»;
-прием «Успокаивающее дыхание»;
-прием «Зевок»;
-прием «Ритмичное дыхание через одну ноздрю».

5 Техники для работы с детьми:
-техника «Мартышка»;
-техника «Гармошка»;
-техника «Ихтиандр»;
-техника «Волшебные превращения»;
-техника «Ловкачи»;
-медитация «Хозяин страхов».

6 Техники АРТ-терапии:
-техника «Рисуем страх»;
-упражнение «Ласковые ладошки».

7 Дополнительные техники:
-прием «Повторение простых утверждений»;
-прием «Придание ситуации смысла»;
-прием «Концентрация на предмете»;
-прием «Ящик проблем»;
-прием «Части «Я»;
-прием «Терапия реальностью».

Курс рассчитан на 40 учебных часов, срок обучения 2 недели.