Работа психолога на телефоне доверия

Работа психолога на телефоне доверия



Содержание курса:


Тема 1. История возникновения телефонного консультирования.
История возникновения телефонного консультирования за рубежом и в России. Цели и задачи телефонного консультирования. Отличие телефонного консультирования от других видов терапевтической практики. Основные причины обращения за консультацией. Основные принципы работы и этика телефонной помощи. Модель обучения консультантов на основе опыта. Феномен «сгорания» у телефонных консультантов.

Тема 2. Психотехнические аспекты телефонного консультирования: техники активного слушания.
Теоретическая часть. Язык телефонного диалога. Техники активного слушания. Обсуждаются техники, способствующие установлению контакта и прояснению проблемы; промежуточные и негативные.
Особенное внимание уделяется базовым навыкам, необходимым в процессе оказания психологической помощи (активное слушание, перефразирования, отражения чувств, присоединения чувств к содержанию, прояснение).
Практическая часть. Отработка техник активного слушания – как в группе. Так и в индивидуальном ключе.

Тема 3. Психотехнические аспекты телефонного консультирования: стадии консультационного процесса
Теоретическая часть. Стадии консультационного процесса с подробным разбором и анализом. Прояснение проблемного пространства. 5 элементов работы с проблемным пространством. Психологический контракт. Требования к контракту. Завершение разговора. Техники способствующие и не способствующие установлению контакта. Понятие «присутствия». 3 аспекта присутствия. Ловушки консультирования. Треугольник спасательства. Разделение ситуации, проблемы и запроса на работу.
Практическая часть. Указанные приемы отрабатываются в группе в целом.

Тема 4. Частные проблемы телефонной помощи. Психология кризиса.
Теоретическая часть. Понятие кризиса. Кризисное состояние. Трехстадийная модель кризисной эрозии. Психологическое консультирование в острой кризисной ситуации. Кризисная интервенция.
Практическая часть. Студентам предлагается попробовать себя в роли телефонных консультантов в ролевых ситуациях, где ведущей является тема кризиса.

Тема 5. Частные проблемы телефонной помощи. Смерть как психологическая проблема.
Теоретическая часть. Суицид. Общие черты, свойственный всем без исключения суицидентам. Этапы суицидального поведения. Группы риска. Основные мотивы суицидального поведения. Консультирование суицидальных клиентов. Суицидальное поведения у детей и подростков. Факторы риска.
Практическая часть. Студентам предлагается попробовать себя в роли телефонных консультантов в ролевых ситуациях, где ведущей является тема суицида.

Тема 6. Частные проблемы телефонной помощи. Психология горя.
Теоретическая часть. Горе. Виды утрат. Общие характеристики горя. Этапы проживания горя. Цель «работы горя». Осложненное горе. Признаки осложненного горя. Консультирование клиентов в остром горе.
Посттравматическое стрессовое расстройство. Виды ПТСР. Причины ПТСР. Признаки. Консультирование клиентов, переживших экстремальные ситуации.
Консультирование умирающих клиентов. Особенности работы. Модель Кюблер-Росс.
Практическая часть. Студентам предлагается попробовать себя в роли телефонных консультантов в ролевых ситуациях, где ведущей является тема горя.

Тема 7. Частные проблемы телефонной помощи. Психология аддикции.
Теоретическая часть. Консультирование зависимых клиентов. Проблемы употребления психоактивных веществ. Консультирование алькогольных клиентов. Игровая зависимость.
Практическая часть. Студентам предлагается попробовать себя в роли телефонных консультантов в ролевых ситуациях, где ведущей является тема аддикции.

Тема 8. Организационные проблемы консультативной телефонной помощи.
Организация службы «телефона доверия». Структура, цели , задачи. Должностные инструкции. Требования к ведению основной документации.

Тема 9. Тренинг саморегуляции.
Аутотренинг. Техники нервно-мышечной релаксации. Медитации.

Курс рассчитан на 50 учебных часов, срок обучения 2 недели.